Подготовка руки ребенка к письму начинается задолго до прихода в школу. Захват
погремушки, игры с пальчиками малыша, массаж кончиков пальцев, рисование каракулей,
лепка из пластилина, глины, теста и многое другое поможет будущему ученику научиться
красиво писать, не испытывая при этом усталости и отрицательных эмоций.
Важно сразу научить ребенка правильно держать пишущий предмет. Это, как показывает
практика, остается без должного внимания взрослых. Ребенок закрепляет неточный навык
обращения с пишущим предметом во время рисования, письма печатными буквами,
штриховки.
Казалось бы, пусть пишет, как ему удобно, но правила пользования пишущим предметом
разрабатывались недаром: в них учитываются правильная посадка, сохранение зрения,
развитие определенных мышц руки, способных выдержать максимальную нагрузку
сегодня и в будущем. Ребенка, научившегося неправильно держать ручку, очень трудно
переучить.
А как же правильно? При письме пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего
пальца, фиксируется большим и указательным, большой палец расположен несколько
выше указательного; опора на мизинец; средний и безымянный расположены почти
перпендикулярно краю стола.
Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца 1,5-2 см.
Конец пишущего предмета ориентирован на плечо. Кисть находится в движении, локоть
от стола не отрывается. Далее следует понаблюдать за тем, как ребенок пишет, и решить,
правильно ли он выполняет это действие.
Можно использовать такой методический прием. Поменяйтесь с ребенком ролями. Пусть
он руководит вашими действиями, подсказывая, если вы что-то делаете не так. Этот
прием концентрирует внимание на элементах выполняемой работы и более эффективно
организует научение. Затем ребенок действует самостоятельно. Подсказка должна быть
минимальной и постепенно сводиться на нет.
Контроль навыка письма у ребенка желательно провести до того, как ему исполнится
четыре года, чтобы иметь запас времени для исправления неправильного навыка перед
поступлением в школу.
Как распознать неправильный навык?
-
О неправильном навыке письма говорят следующие детали:
- Неправильное положение пальцев: ребенок держит пишущий предмет «щепотью»,
«горсточкой», в кулаке, большой палец ниже указательного или расположен
перпендикулярно к нему, ручка лежит не на среднем, а на указательном пальце. - Ребенок держит ручку слишком близко к ее нижнему кончику или слишком далеко от
него. - Верхний кончик ручки направлен в сторону или от себя.
- Кисть жестко фиксирована.
- Слишком сильный или слабый нажим при письме и рисовании.
Вас должно насторожить, если ребенок активно поворачивает лист при рисовании и
закрашивании. В этом случае малыш не умеет изменять направление линии при помощи
пальцев.
Если ребенок рисует слишком маленькие предметы, то это может свидетельствовать о
жесткой фиксации кисти руки. Это можно проверить, предложив нарисовать одним
движением окружность диаметром 3-4 сантиметра (по образцу).
Если ребенок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой
задачей: нарисует вместо окружности овал, окружность значительно меньшего диаметра
или будет рисовать ее в несколько приемов, передвигая руку или поворачивая лист.
Как исправить?
-
Для исправления неправильного навыка письма можно воспользоваться следующими
- Нарисовать на ручке черту, ниже которой не должен опускаться указательный палец.
Если жестко фиксирована рука, то может помочь обведение или рисование крупных
фигур, размером в треть альбомного листа, без отрыва руки. - Если к школе ваш ребенок долго застегивает пуговицы, не умеет завязывать шнурки,
часто роняет что-либо из рук, вам следует обратить внимание на сформированность
навыка письма.
приемами:
-
Как развить мелкую моторику руки:
- Разминать пальцами тесто, глину, пластилин, мять поролоновые шарики, губку.
- Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики. — Хлопать в
ладоши тихо, громко, в разном темпе. — Нанизывать бусинки, пуговки на нитки. —
Завязывать узлы на толстой и тонкой веревках и шнурках. — Заводить будильник, игрушки
ключиком. — Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелом, красками, ручкой
и т.д. - Резать ножницами. Конструировать из бумаги (оригами), шить, вышивать, вязать. Делать
пальчиковую гимнастику. Рисовать узоры по клеточкам в тетради. -Заниматься на
домашнем стадионе и снарядах, где требуется захват пальцами (кольца, перекладина и
другие).
Дорогие друзья! Приведенные выше нехитрые советы актуальны в любом возрасте —
рисуйте, лепите, хлопайте в ладоши вместе с Вашим малышом! Эти занятия не только
помогут ребенку развить мелкую моторику руки, но и просто доставят удовольствие!