Хореография в частушечных жанрах

Обзорная лекция на тему:

Хореография в частушечных жанрах

В настоящее время Липецкая область славится мастерством исполнения частушек. Во многих селах есть бытовые ансамбли, исполняющие несколько разновидностей частушек, мастера игры на гармони, чаще всего гармони-хромке. Самобытная традиция исполнительства на рояльной гармонике постепенно утрачивается, виртуозную игру на этом инструменте можно услышать в основном от гармонистов старшего поколения. Лучшие исполнители самобытных локальных частушечных форм – это также представители поколения 1930–1940-х годов рождения. Более молодые исполнители воспроизводят в основном частушки, имеющие общерусское распространение.

Развитая система музыкально-хореографических форм является одной из отличительных черт народной традиционной культуры и Липецкой области. Среди них выделяются сольные, парные и групповые пляски.

Основной вид пляски, распространённый в традиции и характерный для традиционной культуры в целом, – это коллективная пляска по кругу1, в которой преимущественно участвуют женщины. В зависимости от организации движения выделяются две разновидности пляски:

— Первая – движение по кругу друг за другом (против часовой стрелки). Эта разновидность имеет архаическое происхождение и характерна для всей территории России. Такой вид хореографии в описываемой традиции может исполняться под наигрыши «Барыня» и «Матаня», при этом в наименовании наигрыша появляется определение круговая. При исполнении кругового наигрыша частушки поются во время остановки кругового движения, а проигрыш соотносится с активной пляской, включающей большое разнообразие выбиваемых ногами ритмических фигур. Встречаются также варианты совмещения групповой пляски по кругу и сольной пляски. В таком случае исполнитель-солист выходит в центр круга.

— Вторая разновидность коллективной пляски основана на движении по кругу парами и имеет свои характерные особенности и варианты. В первом случае осуществляется движение парами по кругу с приплясыванием. Каждая пара, взявшись за руки, по очереди (через проигрыш) подходит к гармонисту и около него поет частушки, далее каждая исполнительница выполняет дробь, женщины берутся за руки и продолжают движение по кругу. Второй вариант: участницы пляски становятся парами по кругу, держатся за руки и одновременно выполняют танцевальные фигуры (например, шаг вперёд, шаг

назад, кружение под руку, вальсирование). Танцевальные движения, строго координируясь с проигрышем, чередуются с пением частушек. Такой вариант хореографической композиции характерен для центральных районов Липецкой области, где исполняется под наигрыши «Матаня» и «Елецкая пляска».

Наигрыш «Матаня» характерен для южнорусской фольклорной традиции, но встречается и в Центральной России. До сегодняшнего времени он непременно входит в репертуар любого гармониста. Под инструментальный наигрыш «Матаня» обязательно поют частушки и пляшут. В селах Липецкой области сложились две разновидности пляски под «Матаню»:

Первая из них – это пляска парами2: «Матаню» – брались за руку и вдвоем плясали, выходили на середину, проплясали и становятся на место» (с. Крутое)

Второй вариант: участницы с приплясыванием передвигаются по кругу, потом останавливаются, и певица, которая оказалась рядом с гармонистом, играет прибáску (то есть частушку), затем исполняет ритмичную дробь ногами, и круг двигается дальше. Дроби женщины могли заменять хлопками, ударяя ладонью о ладонь или по коленям.

Практически во всех селах Добровского района Липецкой области одной из разновидностей «Матани» была так называемая Елецкая пляска, или «Елецкого»3, названная так по частушечным текстам, связанным с городом Ельцом:

Елец-город, Елец-город,

Елец-город славится.

Не один залетка милый,

Вся семейка нравится.

Главное отличие «Елецкого» от «Матани» проявляется в хореографии: пары становятся друг напротив друга, один запевает, а остальные, приплясывая, подхватывают, после чего пары меняются местами. Сольный запев каждой частушки исполнялся по очереди в каждой паре.

Мужчины «Матаню» плясали редко, для них излюбленной пляской была «Барыня».4

Наигрыш «Барыня», встречающийся повсеместно, в традиции Липецкой области также имеет широкое распространение.  В одних селах он известен под названием «Русского» (с. Доброе, Большой Хомутец, Крутое и т.д.), в других – «Круговая» или «Чумовая» (с. Каликино), а в некоторых

местах – «Бешеного»5 (с. Крутое, Кривец, Трубетчино). Характерные названия исполнители объясняют либо темпом исполнения, либо особым эмоциональным настроем: «Бешенова» – это очень быстрая «Барыня». «Барыня» и «Русскага» – пляска одно и то же, только «Русскага» пляска играется порезче» (с. Ратчино).

В одном селе нередко встречается несколько темповых разновидностей наигрыша «Барыня». При этом исполнители сообщают различные наименования музыкально-хореографической формы:

– Подпляска – сдержанная игра, под нее «слегка приплясывают»,

– Расходнóй (С выходом) – игра с постепенным ускорением темпа, под которую плясун старается продемонстрировать полный набор плясовых движений, имеющихся в его арсенале.

В местной традиции пляска под «Барыню» существует в двух видах: как сольная мужская пляска и как пляска по кругу с участием женщин. Пляска мужчин отличается большей активностью и силой в движениях. Традиционная женская пляска по кругу здесь дополняется парной пляской в кругу, где женщины демонстрируют свое мастерство.

Парную пляску с частушками («на парочку») исполняли на молодежном гулянье друг перед другом две девушки или парень и девушка. Обычно «на круг» выходят двое, но пляшут (выполняют проходку с дробями) и поют частушки по очереди. Хореографическая лексика пляски «на парочку» близка мужской традиционной пляске, многие элементы которой (дроби, различные коленцавы́ходка и проч.) в XX веке стали исполняться женщинами. В данной пляске, включающей разнообразные виды движений рук и ног, демонстрировалось индивидуальное мастерство танцующих. Основные наигрыши, сопровождающие данный вид пляски, – «Русского», «Сербиянка», «Цыганочка», «Страдания».

В деревнях была популярна  пляска — танец-импровизация с разными движениями. Ее фигуры называли коленцами, а непредсказуемый характер этого танца передает фразеологизм «выкинуть коленца» — совершить неожиданный поступок.

В основе сольной пляски лежит движение по кругу с остановкой в его центре в момент, когда пляшущий исполняет частушки и дробит. Сольная женская пляска характеризуется быстрым темпом, большим набором ритмических фигур дроби. Сольная мужская пляска6 отличается сдержанным темпом, размашистыми движениями, хлопками и ударами руками по груди и ногам. Это действо имеет синкретическую природу,

поскольку его составляющими компонентами являются пляска – наигрыш – частушки (прѝказки). Всё внимание сосредоточено на творческом состязании плясуна и гармониста. Диалог плясуна и гармониста усиливается звучанием частушек, в исполнении которых участвуют не только пляшущие, но и все участники праздничного события.

Танцы устраивали обычно к концу праздничного застолья, в разгар веселья. Повсеместно были распространены  бытовые парные танцы («Вальс», «Краковяк», «Светит месяц», «Гапак», «Ту-степ», различные варианты польки – «Полька-бабочка», «Коробочка», «На реченьку» и другие).

Пока гости, и хозяева задорно отплясывали, им аккомпанировали на балалайке или гармони. Пляска под гармошку была обязательным элементом любого семейного праздника или обряда.

Во многих селах области народных исполнителей – знатоков частушечных форм и инструменталистов – привлекают к участию в клубной самодеятельности, благодаря чему этот жанр, хотя и в упрощенном виде, продолжает сохраняться в народной музыкальной культуре. 

Видеоматериалы для просмотра:

Пляска по кругу под Матаню

https://vk.com/videos142904791?q=%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%8F&z=video142904791_167482241

Матаня парами https://vk.com/video?q=%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%8F%20%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B8&z=video-59876141_456239084

https://vk.com/video?q=%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%8F%20%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B8&z=video-159265936_456239646

https://vk.com/video?q=%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%8F%20%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B8&z=video-57239928_456241605

https://vk.com/video?q=%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%8F%20%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B8&z=video-57239928_456241608

Барыня в исполнении мужчин

https://vk.com/videos-59876141?z=video-59876141_456239314%2Fclub59876141%2Fpl_-59876141_-2 – парная пляска

https://vk.com/videos-59876141?z=video-59876141_456239215%2Fclub59876141%2Fpl_-59876141_-2 — сольная пляска

https://vk.com/videos-59876141?z=video-59876141_456239049%2Fpl_-59876141_-2 — сольная пляска

https://vk.com/videos-59876141?z=video-59876141_456239050%2Fpl_-59876141_-2 сольная пляска

Елецкого парами https://vk.com/video?q=%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D1%86%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE&z=video-57239928_456239600

https://vk.com/id44089624?z=video-59876141_170969633 (с 6 минуты)

Пляска Бешеного (быстрая Барыня)

https://vk.com/videos-59876141?z=video-59876141_456239039%2Fpl_-59876141_-2

Провела для вас обзорную лекцию ПДО Чичерова А.Н.

4 Ссылка на видеоматериал https://vk.com/videos-59876141?z=video-59876141_456239314%2Fclub59876141%2Fpl_-59876141_-2 – парная мужская пляска

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать следующие HTML теги и аттрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>