Мастер-класс по фортепиано на тему: «Знакомство с клавиатурой»
Добрый день, ребята! С вами я, педагог по фортепиано, Елена Дедюлина.
И сегодня мы будем знакомиться с замечательным инструментом – фортепиано, который еще называют королем инструментов.
В своей работе я опираюсь на соавторскую программу, которая имеет художественную направленность так и называется: «Обучение игре на фортепиано, цифровом пианино, синтезаторе».
1. Итак, фортепиано. Изобрёл его флорентийский мастер Бартоломео Кристофори в 1709 году. Предшественниками этого инструмента были: клавикорд, спинет и клавесин, но они имели более тихое, металлическое звучание и не обладали богатой и разнообразной динамикой. На нашем же современном пианино, возможно, добиваться самых различных динамических красок: от громкой – форте, до тихой – пиано. Потому-то этот инструмент называют “Фортепиано”. На нем, можно воспроизводить певучую мелодию, сложную, богатую гармонию и разнообразную полифонию.
2. Устройство фортепиано.
3. Продолжая знакомство с инструментом, знакомимся с регистрами. Изучаем три регистра: нижний, средний, верхний.
4. Я хочу показать клавиатуру, которая состоит из белых и чёрных клавиш, и что они группируются по 2 вместе и по 3 вместе. Воспользовавшись советам Льва Ароновича Боренбойма, прошу ребёнка показать мне все группы из двух черных клавиш; затем – из трёх. (И тут можно предоставить ребенку возможность с закрытыми глазами, на ощупь определить, какая из групп у него под рукой – “по две” или “по три”, ощупывать клавиши лучше подушечками пальцев). Эта простая игра очень нравится малышам. Знакомство с чёрными клавишами позволяет сразу же ориентироваться в клавиатурных просторах и не заблудиться в них.
Первоначальное знакомство с клавиатурой и названиями клавиш мы начинаем не по звукоряду.
Я совершенно убеждена, что изучение клавиатуры в разном порядке (по моей методике) более целесообразно, чем абстрактное “вызубривание” названия клавиш по звукоряду, приводящее к стойкой привычке пользоваться “порядковым” методом.
Итак, мы начинаем изучение клавиатуры по группам нот, совестно – логическое.
Там, где две чёрные клавиши мы строим домик. Он опирается на клавиши до и ми, поём для большего запоминания песенку “Домик”. Учимся играть её в разных октавах.
Домик, домик,
До – Ми
Хорошо ты в нём живи,
Домик, домик, До – Ми,
До – Ми, До – Ми.
Дальше мы знакомимся с нотами фа и соль.
Мы знаем, что на даче обычно высаживают горох или фасоль, так вот мы посадили – фасоль и споём про неё песенку.
Фасоль, фасоль, растёт фасоль,
Это — Фа, а это – Соль,
Фасоль, фасоль.
Теперь знакомимся с нотами ля и си.
Ля – Си лягушка сидит,
На нас весело глядит.
Ля – Си, Ля – Си,
Улыбнись, меня спроси: “Где же Ля, а где же Си?”
Ну, а теперь надо посмотреть, какая же клавиша осталась неузнанной? Ребенок быстро находит её, эта клавиша “живёт в домике”. И поэтому я предлагаю посадить на неё собачку, пусть сидит в домике и охраняет его и рычит! Назовём его Рекс, ведь это клавиша — Ре.
Ре, Ре, Рекс в доме поживает,
Ре, Ре, Рекс домик охраняет.
Песенка исполняется на одной клавише – РЕ.
Все эти схемы сразу рекомендую искать и строить в разных октавах, чтобы ребёнок абсолютно свободно находил благодаря визуальным образам, любую клавишу. В процессе занятия ребёнок приобретает необходимые знания: развивается его музыкальный слух, формируются пространственно – зрительные навыки.
Итак, наше обучение превратилось в увлекательную игру, сказку со своими образами и героями.
На следующем нашем занятии мы будем знакомиться с постановкой руки.