Гитара на уроках музыки

Змаев Денис Александрович
педагог дополнительного образования

Гитара на уроках музыки

2Гитара занимает особое место в семействе струнных инструментов. Одна из ее особенностей – это постоянная эволюция, поиск наиболее оптимальной конструкции, не завершившиеся до сих пор. Если скрипка, виолончель и альт в XIX веке по своему внешнему виду практически ничем не отличаются от современных, то так называемая «классико-романтическая» гитара и гитара сегодняшняя отличаются друг от друга существенно.

У гитары особая история и отличная от многих академических инструментов судьба: это один из самых популярных инструментов в быту и на эстраде и, в то же время, один из самых сложных для освоения.

В современном мире найдётся немного музыкальных инструментов, столь распространённых среди людей всех возрастов, независимо от рода их занятий. Несколько простых аккордов на гитаре пытался освоить практически каждый. Жанровый диапазон гитарного репертуара по своей универсальности и широте может сравниться с фортепианным или скрипичным репертуаром.

Любой гитарист желает хорошо научиться играть на гитаре, то есть развить исполнительскую технику игры на инструменте. К этой цели можно идти разными путями — использовать разные учебно-педагогические школы, специальные упражнения, методы и технологии, анализ которых представляется нам актуальным.

«Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя» (В. Монахов).

Цель педагогических технологий – повысить эффективность образовательного процесса, гарантировать достижение запланированных результатов обучения. Главное – ориентация на личность школьника, т. к. педагогическая технология – совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для целенаправленного воздействия на формирование личности с заданными качествами; это деятельность, направленная на создание условий для формирования уровня образованности личности.

В самом общем виде технология – это продуманная система, «как» и «каким образом» цель воплощается в «конкретный вид продукции или её составную часть, такая система необходима при первоначальном обучении игре на гитаре учащихся.

В гитарном исполнительстве, как и во всех других видах музыкально-исполнительского искусства, нужно, прежде всего, стремиться к созданию музыкального образа, к выявлению художественного содержания исполняемого произведения, качественного звучания посредством свободной, развитой техники, то есть культуре исполнения. Иначе говоря, ко всему тому, из чего складывается цельное музыкально-художественное впечатление, очаровывающее и захватывающее слушателя.

Формирование исполнительской культуры современного гитариста является сложным многогранным процессом. Он включает в себя скрупулёзную работу в различных направлениях на всех этапах обучения и должен носить развивающий характер. Среди основных направлений деятельности по формированию исполнительской культуры учащегося-гитариста можно выделить следующие:

  1. развитие музыкальных способностей;
  2. интеллектуальное развитие;
  3. формирование исполнительских умений.

Вместе с тем для успешного обучения игре на гитаре учителю музыки необходимо определить педагогические условия, которые способствуют успешному обучению детей игре на гитаре.

Педагогическое условие — это внешнее обстоятельство, фактор, оказывающий существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательно сконструированный педагогом, предполагающий, но не гарантирующий определенный результат процесса. Под фактором мы понимаем «момент, существенное обстоятельство в каком-нибудь процессе, явлении».

Среди педагогических условий можно выделить следующие:

  1. Развитие общей культуры личности учащихся.

Целью современной системы музыкального образования является формирование и развитие музыкальной культуры учащихся как части их общей культуры. Исполнительская культура не может быть полноценно сформирована без развития общей культуры личности, а также интеллекта учащегося. Например, работа над исполнительской концепцией музыкального произведения требует от ученика более глубоких знаний по истории и теории музыки, которые тесным образом связаны с мировой художественной культурой, философией, психологией, искусствознанием и т.п.

В процессе создания художественного образа музыкального произведения учащимся необходимо ознакомиться с творчеством композитора, его окружением, временем написания опуса. Если это программное произведение, необходимо найти литературные первоисточники.

Таким образом, обучение игре на гитаре учащегося должно происходить в тесной связи с развитием его личности. Поэтому будущее классической гитары, а также отношение общества к гитарному искусству во многом зависит от решения современными педагогами-гитаристами одной из самой сложной задачи – задачи формирования и развития культуры личности учащихся-гитаристов.

  1. Использование методов развивающего обучения.

Процесс обучения игре на гитаре в обязательном порядке должен иметь развивающий характер и строиться на следующих взаимосвязанных принципах:

  • а) обучение на высоком уровне трудности;
  • б) постепенное увеличение объема и темпа изучения материала;
  • в) целенаправленное развитие теоретического мышления учащихся;
  • г) систематическая работа, направленная на самопознание, саморазвитие личности учащихся, через обучение их умению учиться самостоятельно;
  • д) внедрение в учебный процесс современных развивающих технологий обучения.

Соблюдение вышеизложенных принципов развивающего обучения позволяет учащимся-гитаристам более глубоко проникнуть не только в природу гитарного искусства, но и в природу музыкально-художественного творчества в целом, понять его сущность и закономерности, а на выходе получить более высокий художественно-творческий результат.

  1. Развитие мотивации к обучению.

Слово «мотивация» происходит от латинского глагола «movere», двигать. И действительно: мотивированным человеком будто что-то движет, он упорен и сосредоточен на выполнении задачи, легко достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов.

Мотивация — общее название процесса побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания обучения. Имея в виду педагога, речь идет о мотивации обучения. С позиции обучаемого речь идет о мотивации учения. Мотивация как побуждение, вызывающие активность личности и определяющее её направление, особенно необходимая в процессе обучения. Рассматривая мотивацию учебной деятельности, необходимо подчеркнуть, что понятие мотив тесно связано с понятием цель и потребность.

Любой педагог в своей практике постоянно сталкивается с проблемой мотивации учащихся. Для того чтобы успешно решить эту проблему, преподавателю следует любым способом заинтересовать каждого учащегося в отдельности. Здесь хорошо применить весь спектр известных и адекватных мер. Но всегда следует помнить о том, что ни при каких обстоятельствах нельзя идти на поводу у учащихся относительно их плохого вкуса и сомнительных музыкальных пристрастий. Задача педагога классической гитары заключается в том, чтобы привить ученикам хороший вкус, чтобы они получали истинное удовольствие от исполнения классической музыки и полюбили ее, но при этом не отбив у них желания играть на гитаре. В решении данной проблемы следует точно определить и учитывать психологические особенности каждого учащегося.

  1. Индивидуально-дифференцированный подбор учебного репертуара.

Под дифференцированным обучением обычно понимают форму организации учебной деятельности для различных групп учащихся.

Индивидуальный подход – важный психолого-педагогический принцип, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка.

Наиболее продуктивно начинать осваивать классическую гитару на примерах музыкальных произведений гитарных классиков, имеющих художественную ценность. При изучении приемов игры на классической гитаре следует опираться на природу инструмента. Во многих хрестоматиях и методических пособиях для начинающих гитаристов в большом количестве дается общепринятый репертуар, состоящий из простых одноголосных мелодий по аналогии с методикой преподавания игры на фортепиано, скрипке и т.д. Опыт показывает, что для гитары это неприемлемо. Одноголосные мелодии содержат элементы пассажной техники, которые мешают приобретению устойчивых статических ощущений. Поэтому начинающим гитаристам следует подбирать репертуар с медленно меняющимися положениями в левой руке и разнообразными видами арпеджио, интервалами и аккордами в правой руке. Только после освоения этого «постановочного» репертуара можно приступать к изучению более сложных элементов гитарной техники. Наиболее оправданный алгоритм подбора пьес на начальном этапе обучения может выглядеть следующим образом: произведения на арпеджио, интервалы, аккорды, с элементами пассажной техники, далее все повторяется с постепенным усложнением. Позже вводятся баррэ, техническое легато, тремоло и другие специфические гитарные приемы.

  1. Системность процесса обучения.

Системность означает, что педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью его частей, целостностью.

Принцип системности означает, что коммуникативная система обучения строится реверсивным путем: сначала намечается конечный продукт (цель), а затем определяются задания, которые могут привести к данному результату. Это имеет место в пределах всего курса, каждого года, цикла уроков и одного урока и касается всех аспектов. Такой подход обеспечивает обучению системность со всеми присущими ей качествами: целостностью, иерархичностью, целенаправленностью.

Преподаватель должен видеть целостную картину всего процесса обучения игре на гитаре и разбираться во всем многообразии в нем взаимосвязей. Постановка игрового аппарата, дальнейшее развитие техники игры, работа над музыкальным материалом, конечный художественный результат в виде концертного исполнения музыкального произведения – все это тесно взаимосвязанные элементы единого творческого процесса.

Метод освоения музыкального материала предполагает процессуальную целостность в сочетании с эскизным поэтапным и фрагментарным изучением репертуара с применением анализа ошибочных действий.

Подобный комплексный подход в обучении позволит учащемуся развить чувство исполнительской свободы и приобрести дополнительные выразительные возможности, что, без сомнения, позитивно отразится на качестве исполнения музыкального произведения.

  1. Развитие музыкального мышления.

Одной из главных задач любой «школы» является формирование и развитие системы мышления учащихся. Поэтому преподавателям по классу гитары важно научить своих учеников не просто играть на гитаре, а мыслить, постоянно нацеливая их на размышление, на анализ происходящего и точное представление будущего художественного результата.

На начальном этапе обучения в решении постановочных задач педагогу необходимо скрупулезно следить за выполнением важнейшего методического принципа: каждому физическому действию всегда должно предшествовать умственное действие, а не наоборот. Данный принцип позволяет активизировать и совершенствовать способность мышления. Работа с учащимися-гитаристами над логикой и координацией движений, соблюдение принципа приоритета правой руки, постоянное опережение событий в процессе исполнения музыкального произведения также способствует развитию мышления у начинающих исполнителей, например И.С. Бах, полифония.

В общем случае мышление управляет всеми аспектами музыкально-художественного творчества. Поэтому педагог должен учить своих учеников правильно мыслить в каждый момент времени в течение всего творческого процесса, что в свою очередь позволяет заметно увеличить скорость обучения и повысить его качество.

  1. Совместная деятельность педагога и ученика.

Процесс обучения — это целенаправленное, последовательно изменяющееся взаимодействие преподавателя и учащегося, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и общего развития. Обучение невозможно без одновременной деятельности преподавателя и обучаемых, без их дидактического взаимодействия. Как бы активно не стремился сообщать знания преподаватель, если при этом нет активной деятельности самих учеников по усвоению знаний, если преподаватель не обеспечил мотивацию и организацию такой деятельности, то процесс обучения фактически не протекает — дидактическое взаимодействие реально не функционирует. Поэтому в процессе обучения происходит не просто воздействие педагога на ученика, а именно их взаимодействие, реализуется единство обучающихся и личностных влияний педагога, внутреннего отражения, преломления этих влияний учеником, возникновение самостоятельных усилий учащегося по овладению знаниями, умениями, навыками, определенными элементами коммуникабельности.

Как правило, воспитание высокопрофессионального гитариста-исполнителя является результатом коллективного творчества, а не заслугой только одного педагога. Поэтому в мировой практике в сфере музыкального образования широко используется система мастер-классов. Каждый преподаватель среди гитаристов, имеющий на выходе своей профессиональной деятельности хотя бы какой-то позитивный результат, обладает определенным знанием. В этой связи педагогам-гитаристам следует обмениваться подобными знаниями и внедрять их в работу со своими учениками.

Из вышеизложенного следует, что процесс преподавания игры на классической гитаре с точки зрения педагогической науки является очень сложным и многогранным. Для достижения высокого художественного результата учащегося-гитариста необходим комплексный подход в его обучении. Любому преподавателю по классу гитары необходимо хорошо разбираться в психолого-педагогических аспектах этого процесса. Особенно это касается развития культуры личности, мышления, вопросов мотивации, технологии игры на гитаре и т.д. Кроме того, он обязан  постоянно стремиться повышать свою квалификацию.

Таким образом, если молодому преподавателю по классу гитары удастся успешно применить в процессе своей творческой деятельности все вышеперечисленные аспекты педагогического процесса, то он, без всякого сомнения, состоится как педагог.

страница обновлена 07.04.16